среда, 23 октября 2013 г.

Классный час «Путь к себе»

Сегодня мне бы хотелось пригласить вас к разговору, который, на мой взгляд, волнует всех: «Каков путь к себе?» Ещё древние говорили, то самый загадочный сфинкс на Земле – это человек. А философы тысячелетиями пытаются разгадать феномен своего «Я».
Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно вздыхают и говорят: «Ну, вот и слава Богу!» и устало улыбаются. А женщина, которая стала матерью, сквозь боль, слезы и ожидания тоже пытается улыбаться. «Вот и все», - говорят врачи. «Нет, - качает она головой, - это только начало, начало новой жизни, начало нового человека».
Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если спросить об этом каждого из вас, то мы получим разные ответы, и все вы по-своему будете правы, потому что каждый из вас особен, индивидуален и неповторим.
Ну что ж, попробуем фиксировать этапы нашего пути к себе.
Итак, чтобы совершить первый шаг на пути к себе, я предлагаю вам психологическую игру.

Игра
Перед вами коробочка с отверстиями с разных сторон. Внутри нее – предмет, посмотрите в отверстие и попробуйте описать то, что вы видите, не называя предмет  (приглашаются желающие)
Описания детей …
Совпадают ли ваши мнения?
Поменяйтесь местами и посмотрите снова…
Почему ваши мнения не совпадают? Ведь предмет-то один?
Рассуждения учащихся…
Давайте проведем аналогию с человеком. Можно ли только по одному мнению, по взгляду только с одной стороны, судить о человеке?
Высказывания учащихся…
Вывод: чтобы иметь целостное представление о человеке, нужно увидеть его с разных сторон, услышать о нем разные точки зрения.
Посмотрим, как об этом рассуждал Н.А. Бердяев: «Нам легко видеть вещи с нашей собственной точки зрения, принимать во внимание взгляды других людей гораздо труднее, и уж совсем сложно увидеть всю картину в целом».

Итак, первый этап на пути к себе – получить представление других о себе (я глазами других)

А сейчас, я приглашаю вас в картинную галерею. Представьте себе, что перед вами три зала: № 1, № 2, № 3, вы внимательно смотрите и пытаетесь инициировать свою жизнь с той или иной картиной и в соответствии с этим, выбираете себе зал  (слайды)
Каждый из вас внимательно смотрит на картины и выбирает себе зал, в который ему хотелось бы пойти. Кто выбрал первый зал, сядьте за первый стол, кто выбрал второй – за второй, и соответственно, кто выбрал третий – за третий.
Выразите свое мнение, почему вам захотелось войти именно в этот зал?
Обсуждение учащихся…

А теперь давайте узнаем, в какие залы вы вошли, каковы идеи этих залов:
1 – жизнь как наслаждение
2 – жизнь как общение
3 – жизнь как познание истины, поиск смысла жизни

В такие ли залы вы хотели попасть? Теперь, узнав идею зала, вы уверены в своем выборе?
Если нет, у вас есть возможность изменить свое решение, вы можете сменить зал.
Что побудило вас изменить решение?

А теперь проведем аналогию с человеком.
Экзюпери говорил: «… Не всегда первое впечатление бывает верным. Чтобы понять человека, нужно поближе познакомиться с ним, получше узнать его, увидеть его в разных жизненных ситуациях»
Вы согласны с этим высказыванием?
Обсуждение учащихся…

Послушайте одну историю в продолжение ваших мыслей:
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась фигурка маленькой старушки. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязная, порванная. Она подбирала какие-то предметы и складывала их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от этой женщины. Когда она проходила мимо, нагибаясь что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто ей не ответил на приветствие.
Много времени спустя люди узнали, что эта старушка посвятила всю свою жизнь тому, что подбирала на пляже осколки стекол, которыми дети могли поранить себе ноги.
Эта история точно показывает, что не всегда внешний вид человека или видимое его поведение отражают его истинную сущность.
Итак, мы пришли к выводу, что второй этап на пути к себе – научиться делать выбор (я и мой выбор)
Совершая выбор мы, так или иначе, оцениваем предмет, ситуацию, человека. И, делая выбор, мы ориентируемся на значимость и ценность этого для себя.

Игра «Торги»
Следующий этап нашей работы условно назовем модным сегодня словом «Торги». Торги – это игра, и для участия в ней приглашаются три пары. В каждой паре один участник – покупатель, а другой – продавец, владелец предмета, название которого написано на карточке. Идея игры: покупателю необходима та вещь, которая есть у продавца и ему тоже очень дорога.
Розыгрыш ситуаций…
Вывод – есть вещи, которые имеют цену, а есть вещи, которые имеют только ценность, но не имеют цены. Бывают ситуации, когда вы никого не должны слушать, кроме своего сердца.

Все испытав, мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая, займет наш враг,
Займет, сводя все те же счеты,
Займет, засядет, нас разя…
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.

Иногда нужно уметь сказать нет сразу и категорично. И всегда в любых жизненных ситуациях оставаться самими собой.

Если надо,  за правду – бей!
Если влюбишься – не робей!
Если заперта дверь – стучи!
Если трусы молчат – кричи!
Если ветер в лицо – не гнись!
Если радость на сердце – пой!
Но всегда будь самим собой.

Третий этап на пути  к себе – ценностное самоопределение (я и мои ценности)

Как вы думаете, важно ли познание человеком самого себя?
Рассуждения учащихся…
Поставим на этом многоточие. Дорога к самому к себе – это дорога в целую жизнь. И помните, каждый из вас единственен и неповторим,
·        Потому что вы – Человек,
·        Потому что вы можете выбирать,
·        Потому что вы можете помочь кому –то,
·   Потому что вы – это вы со всеми вашими достоинствами, недостатками, надеждами и безграничными возможностями.

Я хочу верить, что сегодня между нами протянулась нить доверия и взаимопонимания, а чтобы эта нить не оборвалась, закрепим ее добрыми пожеланиями друг другу. Приглашаю вас в круг.

Игра «Паутинка»
Передавая клубок соседу, скажите ему доброе пожелание, отмотайте часть нити и оставьте ее в своих руках …


Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить, посмотрите, она хрупка и может оборваться  легкостью. И только от нас зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания в нашем классе. Подумайте об этом, делайте для себя выводы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий