вторник, 28 января 2014 г.

Приоритетные направления воспитательного процесса с учащимися 5-6 классов

Планирование воспитательной работы – это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе. Значение планирования состоит в том, что оно позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.
Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет: во-первых, четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания; во-вторых, целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы; в-третьих, прогнозировать результаты своей деятельности.
     Исследования внутреннего мира детей в возрасте 11-14 лет, т.е. младшего подросткового возраста показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений работы классного руководителя 5-6 классов, должно стать формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства в этом возрасте дети проявляют довольно бурно, подчас аффективно. Психологи называют период подросткового возраста периодом кризиса. Его признаками могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость. Поэтому, классному руководителю необходимо быть внимательным к внутреннему миру каждого воспитанника, большое внимание уделять индивидуальной работе, а значит, необходимо более пристальное внимание уделять изучению своих подопечных. По мнению психологов, особое значение для подростков имеет возможность самовыражения и самореализации.
Подростковый возраст – самый благоприятный для творческого развития. Учащимся нравится решать  проблемные ситуации, находить сходство и различия, определять причину и следствие. В этом возрасте ребятам нравятся такие воспитательные дела, на которых они могут выразить собственное мнение, доказать свою правоту.
Психологи говорят о смещении акцентов моральных ценностей в этом возрасте с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты воспитания младших подростков:
ü формирование у них нравственных качеств личности;
ü знакомство с примерами положительных идеалов.
Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу». К ней с уверенностью можно добавить: посеешь коллектив -  пожнешь личность. Классный коллектив -  важнейший инструмент воспитания личности. Коллектив дисциплинирует школьника, приучает его к выполнению определенных требований общества, приобщает к определенному уровню общественной культуры, развивает у него творческую индивидуальность.
Каким же в современных условиях должен быть школьный класс как коллектив? Прежде всего, он должен быть творческим, воспитывающим каждого ученика как личность, эффективно действующим в учении, общении, труде и общественной работе. Ему предстоит стать подлинной школой активной, социальной, нравственной, гражданской, духовной подготовки школьников к жизни.
Понятно, что в пятом классе красной нитью в воспитательной работе классного руководителя должна идти адаптация учащихся к новой ступени обучения. Для эффективной адаптации учащихся на данном этапе обучения использую такое психолого-педагогическое средство, как цикл адаптационных классных часов «Я – пятиклассник»:
1 занятие. Пятый класс. Что нового?
Ход занятия
1)    Вступление (целеполагание, создание условия для понимания учащимися сути предстоящей работы)
2)  «Благодарность начальной школе» (цель – поддержка расставания с начальной школой)
Каждый учащийся выбирает для себя листок бумаги любого цвета, вырезает из него любую фигуру (у нас это были их собственные ладошки из цветной бумаги). На получившейся фигуре дети писали слова благодарности своему первому учителю. Готовые «ладошки» мы прикрепили на лист, украсили его и подарили их первой учительнице, но «ладошки» дети не подписывали и даже пытались изме6нить свой почерк, что она не догадалась, кто из ребят был автором каждой благодарности.
Если ребенку трудно что-либо выразить на своем листочке, то это говорит о негативном школьном опыте ребенка, Но у моих детей затруднений не было.
3)   Рисунок (цель – осознание различий в позициях «ученик начальной школы» и «ученик средней школы»)
Ребятам предлагалось нарисовать два рисунка: «Я в начальной школе» и «Я в средней школе». Критерий был один – «сделай так, чтобы можно было сразу догадаться, где какой рисунок, а сам никому не говори». Каждый желающий мог высказаться о том, что он нарисовал, после того как рисунок был показан классу.
Некоторые дети не могут рисовать красиво и поэтому стесняются и даже отказываются рисовать, тогда я их спрашиваю, а что ты хотел бы там увидеть, на своем рисунке и помогаю нарисовать, как правило, стоит только начать, а дальше ребенок уже рисует сам.
4) Подведение итогов. Я просто обобщила то, что мы создали с ребятами и подвела итог работе.
2 занятие. Наш класс.
1)    Вступление. Цель – напоминание результатов прошлого занятия.
2) «Добрый день!» (цель – психологическая разгрузка, создание комфортного климата) я называю букву, а дети, у которых имя на эту букву встают и говорят классу «Добрый день!».
3) Создание портрета класса (цель – формирование сплоченности, повышение ценности личности каждого ученика).
Каждый получает задание: изобразить то, что может расти на дереве (лист, плод цветок и т.д.), вырезают фигуру из бумаги. На изображении дети пишут свое имя, а также одно качество, которым автор может быть полезен классу. Готовые работы наклеиваются на «Дерево» в том месте, которое выбрал автор, по желанию результат комментируется. Детям, затрудняющимся в выборе фигуры или своего качества необходимо помочь.
4)    Итог занятия подводится вместе с детьми.
3 занятие. Психологическая аптечка.
1) Вступление. Краткое напоминание результатов прошлого занятия, целеполагание предстоящего занятия)
История про Школьную тревожность. (стр. 32, пособия «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах»)
2)    Рисунок (цель – актуализация собственного опыта школьной тревожности)
Каждый получает задание: нарисовать ту школьную ситуацию, которая может их тревожить. Авторы по желанию комментируют готовые рисунки. При обобщении результатов работы, на доске записываю наиболее тревожащие детей темы. Как правило это были трудности в изучении некоторых предметов и выполнения контрольных работ, но не боязнь оценок, которые могут получить, а именно трудность в выполнении разных заданий.
3)    «Психологическая аптечка» (цель – поиск приемов самопомощи в тревожных ситуациях)
Дети разбиваются на группы, где ищут способы справиться с волнением в какой-либо ситуации, которую дети определяют для себя сами. Результаты обсуждались и фиксировались на ватмане. В этой работе детям требовалась моя помощь, чтобы сформулировать  и ситуацию и пути ее решения.
4)    Итоги работы, их обсуждение. Доля самостоятельности детей в этой работе уже была выше.
5)    Итог цикла классных часов, обсудили. Что нам дали эти занятии, и чему нас они научили.

Для работы в 6 классе с ребятами я создала так называемую вторую часть общей программы для работы в классе. Назвала ее «Содружество».
Программа «Содружество» призвана активно готовить учащихся к самоуправлению,  учить их общению и взаимодействию с людьми,  повышать их социальную активность, дисциплину и ответственность, воспитывать и развивать личностные качества, необходимые для жизни в современном, быстро обновляющемся обществе.
В программе большое внимание уделяется созданию нравственной и эмоционально-благоприятной среды для самовыражения и самореализации личности учащихся, включению детей в такую систему деятельности и отношений, которая укрепляет их нравственные позиции, воспитанию чувства собственного достоинства и способности к социальной адаптации и, в конечном итоге,  – воспитанию Гражданина.

Для реализации программы разработала и применяю цикл классный часов под названием «Лестница роста»
1 занятие. Что такое 6 класс?
Цель: профилактика проблем начала обучения в 6 классе, мобилизации внутренних ресурсов учащихся, продолжение развития умения самостоятельно проявлять активность и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях.
Упражнение «продолжи фразу».
На доске рисую «школьный путь» в виде горы, отображающей школьный путь от 1 до 11 класса.
Дети сидят по кругу, продолжают фразы: «В пятом классе мне больше всего запомнилось…», «В шестом классе мне хотелось бы…». Все высказывания сопровождаются передаче по кругу мяча. Отмечаю наиболее интересные высказывания, наиболее оптимистичные.
Таким образом, проводим некую рефлексию прошлогоднего взаимодействия и определяем стратегию будущего нашего взаимодействия.
Упражнение «Те, кто …»
Делают шаг вперед те, кто любит сладкое; поднимают руку те, кто любит кошек и т.д. в конце упражнения прошу взяться за руки тех, кто учится в 6 классе. Таким образом, подчеркиваем, что у ребят очень много общего.
Упражнение «Что важно для меня…»
Ребятам предлагаю представить, что они с родителями надолго уезжают, чтобы провести каникулы на необитаемом острове. Детям необходимо озвучить три вещи которые они обязательно возьмут с собой. Названия этих вещей дети пишут на листе бумаги. Далее они читают (по желанию) свой список и комментируют его, как правило равнодушных к этому заданию нет.
Рефлексия. Дети выбирают две рожицы из предложенных четырех, на которых изображены разные эмоции и наклеивают их на доску, а затем обсуждаем получившийся «портрет» классного часа.

Далее следую такие занятия как: «Какой я, чем отличаюсь от других», «Я могу», «Я – это мои цели», «Мир эмоций», «Понимаем ли мы друг друга», «Я и мои друзья», «Трудные ситуации могут научить меня»

Комментариев нет:

Отправить комментарий